Сначала делайте то, что необходимо делать сначала — третий навык высокоэффективных людей по Кови.

Я уже сделал небольшие заметки про первый и второй навык высокоэффективных людей, о которых пишет Стивен Кови в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности». При своём пересказе я рассматриваю навыки в призме их применения в продуктоводстве. Первый и второй навык приводят нас к третьему навыку — управление приоритетами задач (личных, производственных, проектных, любых).

Формулировка навыка 3 на первый взгляд кажется очевидной «Сначала делайте то, что необходимо делать сначала». Но это не так. Всё не так очевидно. Что мы все делаем сначала? То, что нам кажется срочным, что подано в наивысшим приоритетом. Практически в любой организации всегда срочным кажется микроменеджмент: опоздания Иванова; проблема у клиента, о которой тот написал директору; увольнение Петрова и так далее.

Практически любому специалисту срочными кажутся задачи, которыми он занимается: обработать почту; проверить статусы задач; перепроверить итоги по задаче; написать заказчику о статусах по задачам и так далее.

Эти задачи срочные — бесспорно. Но важные ли они на столько, чтобы ими занимать 100% своего времени? Подобные задачи есть всегда и если сосредотачиваться только на них, то постепенно работа, жизнь, деятельность организации превратятся в сплошную рутину.
Кови предлагает обратить внимание на матрицу Срочное/Важное.

Обратите внимание на квадрат 2 — Важное, но не срочное.
Это те задачи, до которых «не доходят руки»: внедрение инноваций, создание системы процессов для работы с клиентами, налаживание партнёрских отношений, внедрение системы обучения сотрудников и так далее. Это же всё важное, но это кажется менее срочным, чем рутина и микроменеджмент. Задачи из квадрата 2 — это задачи, которые максимально согласованы с ранее принятыми принципами и целями.
Качественная реализация любой задачи из квадрата 2 приносит весомый вклад в развитие, который не может принести ни одна задача из квадрата 1.

С помощью третьего навыка Кови учит фокусировать своё внимание на квадрате 2. Но как это сделать, когда квадрат 1 всегда полон?
1. Делегировать и доверять. Необходимо максимально делегировать свои дела из квадрата 1. Но не просто отдать кому-то, а научить, проверять и помогать. Постепенно дела, которые без тебя «никогда не решатся», будут решаться без тебя.
2. Системность в фокусировке на квадрате 2. Нельзя сфокусироваться на квадрате 2 однажды, чтобы поменять свои подходы к планированию. Эта деятельность должна быть системной, планомерной и «заразительной» для всех.
3. Необходимо учитывать человеческие факторы, ценить людей, которые так или иначе участвуют в задачах и делах, помогать твоему окружению расти, вдохновлять людей к достижению бОльших результатов. Фокусировать своё внимание на найме именно тех людей, которые разделяют принципы организации (личные принципы), с которыми будет комфортно.
4. Сбалансированность. Необходимо фокусировать своё внимание на всех сферах развития (личного, организационного), а не кидать все силы на что-то одно. Если говорить об организации, то сосредотачивать внимание: на экономическом развитии (продажи), инфраструктурном развитии (инновации), организационном развитии (роли/структуры), эмоционально-духовном развитии (тимбилдинг, сплочение).

Какой может быть матрица приоритетов у продуктовой команды? Например, вот такой (верхнеуровнево):

Вероятно, что если продукт запущен, то сопровождение и текущий roadmap будут съедать 100% времени. Но результат, который будет приносить реализация этих задач не будет вести продукт к росту. К росту ведут задачи из квадрата 2. Реализация любой задачи из квадрата 2 приведёт к достижению совершенно нового уровня развития.
Если хотя бы 20% времени на постоянной основе выделять на второй квадрат продукта, то эти 20% в скорой перспективе принесут 80% результата.

Задачи из 3 и 4 квадратов необходимо минимизировать, постепенно приводя к 0.

Квадрат приоритетов можно составлять и для личностного роста. В личном квадрате тоже важна фокусировка на тех задачах, которые откладываются, но реализация которых приведёт к новому уровню развития. У меня в квадрате 2 сейчас задача по улучшению навыков письменного английского. Я её всё время откладывал, но пора взяться.

По теме: