Начинайте, представляя конечную цель — второй навык высокоэффективных людей по Кови.

Продолжаю фиксировать мысли, которые навеяла книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности». Второй навык крут, как и первый.

Есть много статей на тему о том, как полезно визуализировать то, кем ты (проект, продукт, бизнес) хочешь быть через сколько-то лет.

Есть фильм с Де Ниро «Стажёр», в котором в ИТ-стартап устраивается стажёром пенсионер Де Ниро. И кадровик у него спрашивает на собеседовании: «Кем вы видите себя через 10 лет». Ответ: «Мне сейчас 70». Неловкая пауза.

Кови, рассказывая про навык «Начинайте, представляя конечную цель», просит представить свои похороны (о как!) и составить речи, которые хотелось бы услышать на похоронах от близких, друзей, коллег, детей. Необычное представление конечной цели. Но суть в том, что эти похоронные речи делают жизненную установку для тебя сегодняшнего — живого.

Но как добиться желаемых похоронных результатов? Загляни в глубину себя и составь принципы, которые будут определять твоё поведение и жизнь. Принципы, которые приведут тебя к нужным похоронным речам.

На основании принципов строится личная миссия для каждой роли, которую ты исполняешь. Роль родителя, сына/дочери, коллеги, участника какой-то общины. Роли могут меняться в течение жизни, но принципы необходимо заложить такие, которые не подведут при любой роли, а также позволят не за всякую роль взяться.

Кови пишет в основном про личностный рост, но периодически масштабирует подход на разные сферы, включая бизнес.
Во времена написания книги не так сильно было развито стартаперство. Но подход, изложенный Кови, может быть масштабирован на продукт или стартап.

Принципы стартапа

Давайте представим, что вы запускаете стартап: есть идея, есть вера, есть проверенная гипотеза. Представим конечную цель?
Понятно, что цель у стартапа не слушать высокие речи на процедуре банкротства (смерти стартапа). Цель стартапа (при прочих равных) — занять долю на рынке и стать стабильным бизнесом. Допустим, вы прогнозируете стать стабильным бизнесом через 3 года. Кто и что должен сказать о стартапе через 3 года?

  • Сотрудники — что они должны сказать? Как они поверили и не ошиблись, как они чувствуют уверенность, …
  • Инвесторы — о том, как вырос их портфель, о честности и открытости, …
  • Пользователи/покупатели — о том, как вы круто решаете их проблемы, о клиентском сервисе, …
  • Конкуренты — о честном ведении «боя», о лучшей стратегии, о своей боязни вашего стремительного роста, …

Могут появиться и другие стороны, всё зависит от сферы деятельности и богатства фантазии: партнёры, государство, бизнес-сообщество, пресса и другие.

Но чтобы о вашем стартапе сказали именно так, необходимо заложить фундаментальные принципы, которые будут вести к цели.
Например, если вам принципиально важно, чтобы конкуренты восхищались вашим подходом к конкурентной борьбе, то необходимо заложить принцип: не поливать конкурентов грязью на переговорах с клиентами, не строить маркетинг на сравнении с конкурентами. Если вы хотите, чтобы клиенты были в восторге, заложите принципы, обеспечивающие отличный клиентский сервис.

У нас в Velvica есть, например, командные принципы, которых мы придерживаемся и которые пронизывают всё взаимодействие: доброжелательность, честность, откровенность, взаимопомощь, обратная связь и ряд других. Каждый новый член команды непременно проходит через знакомство с принципами, а если кто-то отойдёт от принципов в общении и поведении, то команда его доброжелательно поправит.

Но принципы могут касаться разных сфер. Например, в Intercom есть дизайн-принципы, о которых Костя Горский (Design Manager в Intercom) пишет в своём Telegram канале:

1. Простоту мы предпочитаем мощности;
2. Продуктовую консистентность мы предпочитаем локальным оптимизациям;
3. На уровне интерфейса стандартный подход мы предпочитаем инновациям (при этом инновации приветствуются на уровне продукта).

Принципы должны помогать в принятии решений в той сфере, для которой эти принципы сформированы. Принципы — это стержень. Если принципы командные, то очень важно, чтобы принципы все принимали и разделяли. Создавайте и дополняйте их командно, периодически пересматривайте. Главное — не спорить о принятых принципах, тогда они станут настоящим руководством к действию, которое приведёт к желаемому результату.

Кови довольно много пишет про второй навык — почитайте, я описал лишь зерно.

Первый навык — «Будьте проактивны»