Думайте в духе Выиграл/выиграл — четвертый навык высокоэффективных людей по Кови.

Взаимозависимость — это выбор независимых людей (С. Кови)

Продолжаю делиться краткими заметками об итогах прочтения книги Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности». На очереди навык четыре «Думайте в духе Выиграл/выиграл». 

Развитие в себе навыка четыре позволит пересмотреть своё отношение к людям, коллегам, процессам и многому в жизни.

Подход в духе Выиграл/выиграл заключается в том, что при любом сотрудничестве ты должен сосредоточиться на выигрыше других сторон, так же как и на своём. Такой подход позволит получить совершенно неожиданный эффект — стороны начинают думать не о том, как удержать свои позиции, а о том, как совместно получить максимальный эффект.

Кови утверждает, что Выиграл/выиграл — это по сути единственный вариант получить качественный результат. Есть и другие способы взаимодействия сторон, с которыми Кови сравнивает Выиграл/выиграл:

Выиграл/проиграл — очень распространённый вариант, который проявляется повсеместно. Ты хочешь добиться лучших условий для себя, т.е. выиграть, и тебе всё равно, что вторая сторона проиграет при этом. Например, руководитель может откинуть какие-то доводы сотрудника, пользуясь своим положением. Или можно при найме предоставить сотруднику меньшие финансовые условия лишь потому, что сотрудник много не просил. Выигравшая сторона получает быстрый эффект от своего выигрыша, но в долгосрочной перспективе проиграет и она. Сотрудник, которого «заткнул» руководитель со временем уйдёт туда, где его доводы важны. Сотрудник с «маленькой зарплатой» поймёт, что ему предложили мало, когда другому сотруднику его уровня предложат лучшие финансовые условия.

Проиграл/выиграл — это вариант, при котором ты умышленно проигрываешь, чтобы выиграла вторая сторона. Опять приведу примеры про руководитель/сотрудник. Руководитель, чтобы быть «хорошим» для сотрудников может закрывать глаза на какие-то действия сотрудников. Например, закрыть глаза на ситуацию, в которой сотрудник-звезда необъективен по отношению к новичку. Руководитель думает, что если вступиться за новичка, то можно обидеть звезду и он уйдёт, а на нём продукт держится. Проигрывая таким образом, руководитель считает, что его уступка даст нужный эффект, но на самом деле со временем всё станет только хуже и зависимость от звезды будет всё выше и выше.

Проиграл/проиграл — вариант при котором проигрывают все стороны. Например, руководитель может пойти на какие-то уступки и сотрудник тоже — компромисс, при котором обе стороны проиграли. Например, руководитель может открыть новую вакансию, но на неё не будет много соискателей. Придёт лишь два соискателя и для обоих это не работа мечта, а потому что другой нет. Руководитель, если наймёт такого сотрудника проиграет, так как закроет вакансию потому что надо, а не потому что кандидат достойный. Сотрудник проиграет, потому что не сможет быть эффективным и довольным на новой работе. Ничего хорошего не получится в итоге.

Есть ещё один вариант взаимодействия: Выиграл/выиграл или не связываться. Суть его в том, что если не получается добиться итога в духе Выиграл/выиграл, то лучше и не связываться. Кови рекомендует придерживаться этого варианта, а не искать итога в других моделях взаимодействия (выиграл/проиграл, проиграл/выиграл, проиграл/проиграл).

Но как добиться итога в духе Выиграл/выиграл? Прежде всего необходимо добиться доверия от второй стороны (сторон) и искренне показать, что выигрыш второй стороны для тебя также важен, как и собственный.

Чтобы добиться доверия (Кови его сравнивает с неким эмоциональным банковским счётом), нужно делать искренние вклады на эмоциональный банковский счёт второй стороны. На пополнение эмоционального счёта положительно влияют следующие принципы:

  • Стремление сначала понять.
  • Выполнение обещаний.
  • Честность, откровенность.
  • Доброта и вежливость.
  • Прояснение ожиданий.
  • Лояльность к отсутствующим.
  • Искренние извинения.
  • Получение ответной реакции.
  • Искреннее прощение.

Когда доверие установлено и вторая сторона уверена в твоём искреннем желании добиться общего выигрыша, то стороны могут достигнуть такого качественного результата, который не ожидала ни одна из сторон. Искренний руководитель (менеджер), который заботится о выигрыше сотрудников также, как и о выигрыше компании (проекта), получит в итоге эффективных и неравнодушных сотрудников, а с другими он не будет связываться.

По теме: