Юля — UX-исследователь в СКБ Контур. Интервью.

Я веду канал в Telegram @proudobstvoпро UX, продуктоводство и саморазвитие.
Периодически у подписчиков я беру интервью и публикую его здесь.

Сотым подписчиком канала стала Юля из Екатеринбурга. Юля начинающий юзабилист в СКБ Контур.

Юля, привет! Что привело тебя к работе UX-исследователем? Твоё образование как-то помогло?
Привет!

Я из Самары, работала в интернет-маркетинге, занималась продвижением сайтов, поэтому была знакома с юзабилити. Мне всегда казалось, что для создания хорошего сайта нужно разобраться не только в предметной области заказчика, но и в пользователе, на которого этот сайт рассчитан. Так я начала изучать юзабилити.

Казалось, что попасть в эту сферу в России нереально. В какой-то момент на горизонте появилась компания СКБ Контур и возможность попробовать себя там в роли аналитика. Когда было первое интервью с HR, та спросила не хочу ли я попробовать себя в юзабилити и я сказала: «Да». Ради работы юзабилистом в Контуре я переехала из Самары в Екатеринбург.

По образованию я юрист. Закончила учиться в 2014. Образование никак не влияло на мой выбор работы. Я немного поработала в Правительстве Самарской области и ещё раз убедилась, что юриспруденция это не то, что чем я хочу заниматься дальше.
В целом юриспруденция — это не самая подходящая база для юзабилити, но и не совсем мимо. Адекватное обучение дает навыки, которые потом можно применять в любой сфере. Условно, если ты умеешь анализировать, то ты можешь анализировать и законы, и работу компании. Вопрос только в том, что сначала надо будет погрузиться в контекст, а потом уже решать конкретные задачи.

Сколько ты уже работаешь в Контуре?
Я пока на испытательном сроке. Уже почти 3 месяца работаю в сфере юзабилити.

Специалист по юзабилити весьма широкое понятие. Что находится в фокусе твоей деятельности?
Совсем недавно нас переименовали и теперь моя специальность звучит так «Специалист по исследованию пользовательского опыта (UX-researcher)», этим я и занимаюсь. Я провожу интервью, опросы, юзабилити-тестирование, чтобы понять пользователя и сделать продукт удобным и полезным. Юзабилисты в Контуре работают с конкретными продуктами, их существующими и потенциальными пользователями.

Я уверен, что многие думают, что работа специалистом по юзабилити — это сплошное творчество: айтрекеры, исследования, проектирование и т.п.  Но, наверняка, есть и рутина — что ты можешь сказать о рутине в профессии юзабилиста?
Самая рутинная часть работы — прозвон пользователей. Даже с текущими пользователями сервиса не всегда просто договориться о диалоге, а уж если речь идет о новом продукте, где нужно найти нужную целевую аудиторию и завербовать … Вот это самое рутинное и неконтролируемое. Еще напряжно набивать транскрипты после исследования, мешают помехи, не слышно каких-то слов.

Не боялась ли ты звонить пользователям? Многие, знаю, боятся. 
Хм, прозванивать пользователей не страшно. Бывает всякое, но в большинстве случаев люди реагируют адекватно и готовы поучаствовать. У Контура хорошие продукты и лояльная аудитория, поэтому люди откликаются. Мы же проводим исследования не для того, чтобы отправить эту информацию в стол, она влияет на то, куда двигается продукт и как меняется.

Мне иногда довольно сложно объяснить, что именно я делаю на работе людям далёким от ИТ и продуктовой разработки. Что ты отвечаешь родным и друзьям на вопросы: «А кем ты работаешь?», «А что ты делаешь на работе?»
Сначала я таинственно говорила, что я инженерный психолог (так в Контуре недавно официально назывались юзабилисты). Но в основном же я говорю, что помогаю делать сервис удобным и полезным для пользователей. Выясняю, что они хотят на самом деле и почему.

Как Контур погрузил тебя в процесс работы, долго ли пришлось вникать? Что было для тебя самым трудным при погружении в работу? 

Погружение в работу построено в Контуре очень круто. Для разных направлений оно будет разное: условно, для программиста и для юзабилиста разные пути. Сначала я собеседовалась с разными продуктовыми командами, чтобы найти ту самую. Когда команда выбрана и начинается первый рабочий день, тебя погружают в атмосферу Контура. Показывают, что где, знакомят с командой. Для удобства корпотдел присылает письма с вводной информацией — где брать печеньки, в чем ходить в офис, какие плюшки есть, плюс всегда есть у кого спросить.

Фото с онбординг-презентации «20 вещей про Контур, о которых вы хотите спросить»

Затем начинается обучение по проведению исследований и изучение продукта. Намечаются задачки, которые будут решаться в течение испытательного срока. Все это проходит при помощи наставника-юзабилиста, который готов рассказать про Контур и профессию, а также помочь с выполняемыми задачами.

Кружка, которую Юля разукрасила на фестивале Контура «Теплота».
Зимний фестиваль в Контуре, где уютные мастер классы, ярмарка и вкусняшки.
Вид из окна офиса.

С каким продуктом Контура ты работаешь?
Контур.ОФД

Прим:  ОФД — оператор фискальных данных. Онлайн-передача фискальных данных с кассовой техники в налоговую службу в соответствии c изменениями в 54-ФЗ, а также аналитика по торговым точкам. https://kontur.ru/ofd

Сколько UX-исследователей в одной команде?
Стандартная ситуация, когда в команде один UX-researcher. Он при наличии свободного времени помогает другим продуктам, у которых есть потребность в исследовании, но нет своего юзабилиста.

Ты только начинаешь свой путь в юзабилити,  что тебе уже удалось почитать по профессии и что из этого тебе было максимально полезно в работе?
Не могу выделить какой-то один материал, в котором было больше всего пользы. Еще при продвижении сайтов я частично захватывала информацию для юзабилистов и уже погружаясь в профессию читала книги, чтобы лучше структурировать знания. Хорошо помогают доклады с конференций, так как они больше про практику, да и сама практика рождает новые вопросы. Тогда сразу становится понятно про что писали в книгах и появляются новые вопросы, про которые там не писали.

Но из книг могу выделить классику: «Психбольница в руках пациентов» Купера и «Спроси маму» Фитцпатрика. Они легко написаны и могут помочь многим командам сделать свой продукт лучше, если они до этого не общались со своими  пользователями.

Я всем рекомендую планировать своё саморазвитие  и системно двигаться по плану. У тебя есть какой-то план саморазвития? Как тебе удаётся находить на него время?
Рабочие задачки сейчас формируют мое развитие в юзабилити. Нужно провести опрос — копаю информацию о том, как это правильнее сделать. Нужно интервью — изучаю материалы по этой теме. Сейчас я читаю статьи в Телеграм или ищу их в интернете, сохраняю себе и читаю, когда нужна информацию или есть необходимость переключиться с задачи на что-то иное.

Юля, спасибо! Здорово!

Если есть вопросы про работу UX-исследователем в Контуре и вообще про Контур. Пишите в личку Юле в Telegram @sogreys — ответит, подскажет.