Если вы дизайнер, продакт, UX-ер, то, наверняка, встречали советы о том, что для профессионального развития важно вести блог, писать статьи, представлять свои работы публике, выступать на конференциях и тому подобное.
При этом, наверняка, вы также видели, как под некоторыми статьями порой появляется критика от профессионального и не только сообщества.
Иногда встречается не просто критика, а цензура — попытки сведения ценности статьи к нулю. Выглядит это примерно так:
- Думал, что-то новое написано, зря время потерял.
- Никому нет от этого пользы.
- Лишь бы лайки собирать.
- Баааяяяян.
- Только первый абзац осилил.
Я довольно давно пишу: вёл продуктовый блог о мобильной торговле и её автоматизации в ЖЖ, копирайтил на заказ, писал и пишу в свой блог проудобство.ру. По себе знаю:
если вложился в статью, то всегда переживаешь о том, как она будет воспринята, какая обратная связь поступит.
Как же быть: писать или нет?
Если есть желание писать — надо писать и не бояться.
Если сильного желания нет — забейте, не пишите. Просто, совет о том, что для профессионального роста надо что-то где-то писать — к вам не подходит.
И не переживайте, потому что статистика и исследования показывают, что в интернете постоянно формируют контент порядка 1% от числа пользователей ресурса, а 99% только просматривают. 1% rule (Internet culture) — Wikipedia
То есть на medium ~1% пишет постоянно — это нормально. Не все хотят писать.
Лояльная и агрессивная среда
Итак, решили писать. Можно пойти разными путями личного писательства:
Лояльная среда
Если не уверены в своём писательском мастерстве и тематическом чутье, то можно начать с личного блога на своём домене.
Пишите в него, смотрите на статистику, на показатели отказов, на источники переходов — делятся ли статьями на ваши записи в соцсетях.
Личный блог поможет “набить руку” и получить не агрессивную обратную связь от посетителей (через отказы и наличие ссылок на блог).
Набили руку и поняли, что есть интерес — пора повышать градус и выходить в агрессивную среду: статейники и соцсети. Поделитесь в профессиональном сообществе ссылкой на какую-то статью в вашем блоге — понаблюдайте за реакцией.
Агрессивная среда
Пишите сразу на medium, Хабр и иные статейные ресурсы, давайте на статьи ссылки в соцсети. Получайте обратную связь и нормально к ней относитесь.
Но если вы склонны к сильным переживаниям по поводу критики, то агрессивная среда может поставить точку на писательстве — поток критики отобьёт любое желание продолжать.
Дайте статье отстояться
Если вы пишете статью о каком-то рабочем процессе, исследовании или описываете ваш опыт по какой-то теме — дайте статье отстояться, прежде чем отправить её в агрессивную среду. 2–3 дня после написания и вычитки, пусть статья полежит в черновике — часто за это время она дополняется деталями, которые делают её более убедительной.
Как воспринимать критику
Итак, к статье поступили комментарии. Все комментарии можно разделить на три категории:
- Положительные — поблагодарите автора комментария за положительную оценку ваших стараний. Не обязательно что-то писать в ответ, можно лайкнуть комментарий или похлопать (смотря, где он написан).
- Конструктивная критика — это критика, с которой вы в целом согласны. И, даже если не согласны, она представлена корректно и грамотно. Как правило конструктивная критика содержит факты, а не просто личные суждения. Это полезная информация для вас, чтобы стать лучше в следующей статье. Авторы конструктивной критики помогают вам стать лучше. Поблагодарите.
- Цензура и троллинг. У меня рецепт такой — просто забить. Игнор, никакой реакции. Почему игнор: в 99% случаев переубедить не получится, а если получится, то на это уйдёт столько сил, что оно того не стоит. Лучше пишите следующую статью, а не тратьте время на борьбу с цензурой. Если комментарий очень едкий — просто удалите его и забаньте автора, если это в ваших полномочиях.
Когда обратной связи нет
Бывает, что обратной связи практически нет. Относитесь к этому спокойно — далеко не все дают обратную связь. Это как с покупками — мало кто пишет положительные отзывы об утюгах. Но стоит утюгу сломаться — отрицательный отзыв напишут очень многие.
Возможно, статья просто не вызвала той эмоции, на которую вы рассчитывали — просто пишите следующую, а потом следующую.
Будьте примером
Если не нравится цензура и троллинг, то и сами не выбирайте этот путь критики. Предоставляйте или положительную обратную связь, или конструктивную критику.
- Понравилась статья — скажите спасибо (можно лайкнуть, похлопать и т.д.). Невероятно приятно, когда кто-то в комментарии пишет, что статья чем-то помогла, была полезна.
- Ваше мнение по некоторым пунктам не совпадает с мнением автора и вы очень хотите ему об этом сообщить — напишите лично.
- Вы считаете, что автор написал чушь и полностью не прав — корректно напишите об этом в комментарии, снабдив комментарий фактами. Так вы будете выглядеть профессионально, а не просто брюзгой. Да и автору предоставленные сведения, вероятно, будут полезны.
- Вам просто не понравилась статья, вы ожидали не того — зачем же читали, если не нравилось? Просто пойдите и почитайте то, что нравится.
Желаю вам хороших статей и конструктивной критики.
Не понравилась статья? Я не заставлял её читать 🙂
Понравилась? Спасибо, что уделили время! 👏
Телеграм-канал: proudobstvo— про UX, продуктовую разработку и саморазвитие.