Писать и не бояться. О профессиональной критике.

Если вы дизайнер, продакт, UX-ер, то, наверняка, встречали советы о том, что для профессионального развития важно вести блог, писать статьи, представлять свои работы публике, выступать на конференциях и тому подобное.

При этом, наверняка, вы также видели, как под некоторыми статьями порой появляется критика от профессионального и не только сообщества.

Иногда встречается не просто критика, а цензура — попытки сведения ценности статьи к нулю. Выглядит это примерно так:

  • Думал, что-то новое написано, зря время потерял.
  • Никому нет от этого пользы.
  • Лишь бы лайки собирать.
  • Баааяяяян.
  • Только первый абзац осилил.

Я довольно давно пишу: вёл продуктовый блог о мобильной торговле и её автоматизации в ЖЖ, копирайтил на заказ, писал и пишу в свой блог проудобство.ру. По себе знаю:

если вложился в статью, то всегда переживаешь о том, как она будет воспринята, какая обратная связь поступит.

Как же быть: писать или нет?

Если есть желание писать — надо писать и не бояться.

Если сильного желания нет — забейте, не пишите. Просто, совет о том, что для профессионального роста надо что-то где-то писать — к вам не подходит.

И не переживайте, потому что статистика и исследования показывают, что в интернете постоянно формируют контент порядка 1% от числа пользователей ресурса, а 99% только просматривают. 1% rule (Internet culture) — Wikipedia

То есть на medium ~1% пишет постоянно — это нормально. Не все хотят писать.

Лояльная и агрессивная среда

Итак, решили писать. Можно пойти разными путями личного писательства:

Лояльная среда

Если не уверены в своём писательском мастерстве и тематическом чутье, то можно начать с личного блога на своём домене.

Пишите в него, смотрите на статистику, на показатели отказов, на источники переходов — делятся ли статьями на ваши записи в соцсетях.

Личный блог поможет “набить руку” и получить не агрессивную обратную связь от посетителей (через отказы и наличие ссылок на блог).

Набили руку и поняли, что есть интерес — пора повышать градус и выходить в агрессивную среду: статейники и соцсети. Поделитесь в профессиональном сообществе ссылкой на какую-то статью в вашем блоге — понаблюдайте за реакцией.

Агрессивная среда

Пишите сразу на medium, Хабр и иные статейные ресурсы, давайте на статьи ссылки в соцсети. Получайте обратную связь и нормально к ней относитесь.

Но если вы склонны к сильным переживаниям по поводу критики, то агрессивная среда может поставить точку на писательстве — поток критики отобьёт любое желание продолжать.

Дайте статье отстояться

Если вы пишете статью о каком-то рабочем процессе, исследовании или описываете ваш опыт по какой-то теме — дайте статье отстояться, прежде чем отправить её в агрессивную среду. 2–3 дня после написания и вычитки, пусть статья полежит в черновике — часто за это время она дополняется деталями, которые делают её более убедительной.

Как воспринимать критику

Итак, к статье поступили комментарии. Все комментарии можно разделить на три категории:

  • Положительные — поблагодарите автора комментария за положительную оценку ваших стараний. Не обязательно что-то писать в ответ, можно лайкнуть комментарий или похлопать (смотря, где он написан).
  • Конструктивная критика — это критика, с которой вы в целом согласны. И, даже если не согласны, она представлена корректно и грамотно. Как правило конструктивная критика содержит факты, а не просто личные суждения. Это полезная информация для вас, чтобы стать лучше в следующей статье. Авторы конструктивной критики помогают вам стать лучше. Поблагодарите.
  • Цензура и троллинг. У меня рецепт такой — просто забить. Игнор, никакой реакции. Почему игнор: в 99% случаев переубедить не получится, а если получится, то на это уйдёт столько сил, что оно того не стоит. Лучше пишите следующую статью, а не тратьте время на борьбу с цензурой. Если комментарий очень едкий — просто удалите его и забаньте автора, если это в ваших полномочиях.

Когда обратной связи нет

Бывает, что обратной связи практически нет. Относитесь к этому спокойно — далеко не все дают обратную связь. Это как с покупками — мало кто пишет положительные отзывы об утюгах. Но стоит утюгу сломаться — отрицательный отзыв напишут очень многие.

Возможно, статья просто не вызвала той эмоции, на которую вы рассчитывали — просто пишите следующую, а потом следующую.

Будьте примером

Если не нравится цензура и троллинг, то и сами не выбирайте этот путь критики. Предоставляйте или положительную обратную связь, или конструктивную критику.

  • Понравилась статья — скажите спасибо (можно лайкнуть, похлопать и т.д.). Невероятно приятно, когда кто-то в комментарии пишет, что статья чем-то помогла, была полезна.
  • Ваше мнение по некоторым пунктам не совпадает с мнением автора и вы очень хотите ему об этом сообщить — напишите лично.
  • Вы считаете, что автор написал чушь и полностью не прав — корректно напишите об этом в комментарии, снабдив комментарий фактами. Так вы будете выглядеть профессионально, а не просто брюзгой. Да и автору предоставленные сведения, вероятно, будут полезны.
  • Вам просто не понравилась статья, вы ожидали не того — зачем же читали, если не нравилось? Просто пойдите и почитайте то, что нравится.

Желаю вам хороших статей и конструктивной критики.


Не понравилась статья? Я не заставлял её читать 🙂

Понравилась? Спасибо, что уделили время! 👏

Телеграм-канал: proudobstvo— про UX, продуктовую разработку и саморазвитие.