7 шагов проектирования удобного продукта

Самая частая ошибка проектировщика заключается в том, что проектировщик раньше времени начинает “накидывать” (делать скетч) интерфейса. Велико желание как можно раньше получить “картинку” проекта, подключить дизайнера для прорисовки интерфейса. На самом деле, картинка интерфейса — это один из финальных этапов в работе проектировщика над проектом.

Чтобы создать по настоящему удобный для конечного пользователя программный продукт, необходимо начать с досконального изучения функций продукта, с проработки пользовательских сценариев использования продукта и целей, которые должен достигать продукт.

В общем случае, проектировщик должен придерживаться следующей последовательности работ:

  1. Составить список типов пользователей (часто их называют “персонаж”).
  2. Определить (выявить, выпытать) истинные цели создания продукта.
  3. Изучить функциональные требования к продукту, сопоставить их целям.
  4. Определить условия применения продукта.
  5. Составить навигационную схему продукта.
  6. Проработать интерфейс и логику взаимодействия разделов продукта с конечным пользователем.
  7. Анализируем и улучшаем результат.

1. Определяем пользователей

Определение типов пользователей (персонажи) — фундаментальная основа разработки программного продукта. Необходимо учитывать следующие аспекты определения типов пользователей:

  1. Кто будет управлять программным продуктом — необходимо определить это звено. Из собственного опыта: не всегда управлять программным продуктом будет высококвалифицированный специалист, чаще это будет новичок. Позиция администратора (компьютерщика) в компаниях, которые не специализируются на ИТ-услугах, часто обновляется.
  2. Кто будет вносить информацию в программный продукт.
  3. Кто будет получать информацию из программного продукта. Этот тип пользователей зачастую упускают из вида и зря. Если говорить о системах автоматизации бизнес-процессов, то часто агрегированную информацию из продукта получает директор компании (группа руководителей) и от их удовлетворённости увиденным зависит в том числе и судьба проекта.

2. Выявляем цели

Целеориентированное проектирование относительно устоявшееся понятие, суть которого сводится к тому, что программный продукт необходимо разрабатывать прежде всего с учётом целей, которые с его помощью должен достигать пользователь. Зачастую в основу программного продукта закладывается решение задач, т.е. идёт концентрация на задачах — что приводит к получению искажённого результата. Задача — это способ достижения цели.

Стоит отметить, что цели могут зависеть (и часто зависят) от типов пользователей, которых мы определили на первом этапе. Типичный пример — продавец/покупатель в продукте “интернет-магазин”. Цель продавца — максимум продаж, цель покупателя — минимум затрат.

3. Выявляем функциональные требования

Итак, мы знаем цели и персонажи. Начинаем выявлять функциональные требования — как с помощью заказчика, так и другими методами, включая обзор аналогов. На этом шаге проектировщик составляет функциональную спецификацию. В общем случае она даёт ответ на вопрос: какие функции приведут персонаж к его цели.

Функции, которые не ведут ни один персонаж к цели, вероятнее всего, стоит просто выкинуть из спецификации продукта.

4. Определить условия применения продукта

Мы должны знать в каких условиях будет применяться продукт, включая:

  1. Технические условия — на каких технических средствах будут работать с продуктом. К пример, планшет, ноутбук, ПК и т.п.
  2. Условия эксплуатации — в каких условиях будут работать с продуктом. К примеру, вы создаёте систему для контролёра универмага, который лазая по полкам с продуктами должен проводить инвентаризацию при помощи вашего продукта. Такие условия отличны от обычного набора “кресло+компьютер”.
  3. Скорость Интернет, если он нужен для работы продукта. Тоже немаловажный аспект, который не стоит упускать из виду. К примеру, вы делаете мобильное приложение для туристов, которое должно передавать какие-то фотографии на сервер в режиме реального времени. Сразу стоит проектировать и интерфейс, и функциональность с учётом того, что периодически туристы заходят в места без интернета.

5. Составляем навигационную схему продукта

Каждая страница продукта в конечном итоге будет содержать информацию различного приоритета важности для пользователя. Конечно, важность может определяться ещё и типом пользователя — то есть приоритетность информации на странице должна рассматриваться в контексте пользователя.

На этапе составления навигационной схемы задача проектировщика заключается в выявлении приоритетности информации, её условном размещении на странице и установлении связей между страницами (или разделами). Связи между страницами должны кратчайшим путём вести пользователя к его цели.

Именно на этом этапе моделируется содержимое страниц продукта, а на следующем этапе оно оттачивается и прорабатывается в мелочах.

Пример навигационной схемы
Примерно так может выглядеть навигационная схема (это фрагмент)

6. Прорабатываем интерфейс и логику взаимодействия разделов продукта с конечным пользователем

На данном этапе уже можно прорабатывать детали интерфейса продукта, делать прототип — у нас для этого есть основа, которая была собрана на предыдущих этапах.

Инструментов для разработки прототипов представлено достаточно, чтобы выбрать тот, который будет уместен в контексте конкретного продукта. Немаловажный факт при выборе инструментария — цель прототипа и профессионализм команды проекта.

Как выбрать инструмент для прототипирования — это тема отдельной статьи, которая появится в ближайшее время.

7. Анализируем и улучшаем результат

Полученный в результате разработки продукт стоит всегда подвергать самокритике. Не стоит думать, что если вы досконально проработали логику и интерфейс продукта, то он получился идеальным и к нему не может быть замечаний.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *