Я веду канал в Telegram @proudobstvo (UX и продуктоводство) и периодически беседую с подписчиками. Сегодня поделюсь интервью с дизайнером Евгением Апрелем.
Свой первый дизайн сайта Евгений сделал ещё в 1999 году.
National Geographic Россия, газета Ведомости, Media Markt, The Moscow Times, Популярная Механика, Сноб и ещё много известных брендов заказывали и заказывают у Евгения дизайн. Любит работать со стартапами: Tickets Cloud, YouScan, Черехапа, Crypto.Tickets, Teamplify, Impulse.club и др.
Евгений работает с супругой Ольгой и командой — Студия Евгения и Ольги Апрель (aprilstudio.ru).
В интервью:
- как общаться с заказчиками: слушать и слышать — это не просто, этому надо учиться.
- как сдавать дизайн и минимизировать число итераций: часто первая мысль — решение на поверхности, не идеальна и требует корректировок.
- создание продуктов: самый простой тест на готовность людей тратить деньги — создать лендинг с кнопкой “купить”.
- как сделать свой город лучше: если в каждом городе страны будет хотя бы по одному неравнодушному человеку— наши города станут лучше.
- и 20 лет дизайна в макетах Евгения.
Евгений, сколько проектов ты и твоя студия сделали за 20 лет?
Сейчас у нас идет 341-ый проект.
Что привело тебя к профессии дизайнера?
Я лет с 14 программировал. В 1998 году поступил в РХТУ [Российский химико-технологический университет им. Менделеева] на факультет кибернетики (сейчас он называется “Факультет информационных технологий и управления”). Ну и первый сайт сделал в 1999 году. Дизайном я бы сейчас это не назвал — выглядело как набор цветных прямоугольников и кнопок.
В то время казалось, что самое интересное происходит в интернете. Как, наверное, и сейчас. Но тогда это была какая-то магия. Ты мог сделать сайт, выложить в интернет, и люди из любой точки могли через секунду попасть на него. Это было совершенно новое, это не книги, не телефон, не телевидение. Другой мир.
Я мог целыми днями что-то тестировать и делать какие-то прототипы. Что-то похожее на дизайн. В то время было нормальным, что ты умеешь программировать, настроить сервер, подключить к базе данных, а ещё — делать дизайн и анимировать его во флеше. Все эти части по отдельности и целиком мне были интересны. Я мог не спать ночами и придумывать.
Со временем появились первые заказы. Первое время творил для друзей, бесплатно. Потом появились коммерческие заказы. В какой-то момент стало казаться, что можно и вовсе только этим заниматься, и не особо нужно университетское образование. И я бросил университет.
Поясню — до 2 курса я был прилежным школьником и студентом. Выигрывал олимпиады по физике, за 11 лет ни разу не пропустил школу, в университете первые годы учёбы был вверху списка успеваемости. Потом увлёкся дизайном и интернетом и подзабросил учёбу.
В итоге, на 4-ом курсе [всего их 6] в конце ноября перестал ходить на занятия, попрощался с однокурсниками — было много заказов, и для меня стало интереснее закончить их. За полтора месяца доделал заказы. Встретил однокурсников, узнал про состояние дел в учёбе. На следующий день решил, что я могу ещё всё наверстать, и постепенно сдал все предметы. Но с этого момента учёба меня больше совсем не интересовала. Временный уход из учёбы помог определиться — вылет из университета уже не пугал. Преподаватели понимали: “Этот на своей волне, у него какой-то интернет на уме”.
На диплом я взял тему экспертной системы, реализованной на веб-технологиях. Если не ошибаюсь, это был первый диплом в университете, связанный с интернетом, а потому я не был уверен, что его одобрят. Однако, защитил продвинутый профессор, сказав, что это и есть будущее — убедил дипломный Совет в актуальности темы. В итоге поставили 95 баллов из 100 (всё что больше 85 — считается “отлично”).
Сразу после окончания университета я с другом открыл Студию. Хотя идея студии появилась раньше (окончил в 2004, а домен aprilstudio.ru уже был зарегистрирован в 2003). Сняли офис в районе Арбатской на Большом Кисловодском переулке, это примерно в 500 метрах от Красной площади и в 500 метрах от Студии Лебедева.
Было много заказов, многому приходилось учиться, делать работу и дизайнера, и программиста, и бухгалтера. Нужно было это как-то делегировать, но в тот момент это не очень хорошо получалось, пока не появилась Ольга [супруга]. Если коротко, Оля пришла, навела порядок, и стало всё хорошо 🙂
Говорят, что всё новое — это хорошо забытое старое. Актуально ли это для веб-дизайна — заметил ли ты, чтобы какие-то тренды вернулись после забвения? Какие в целом ключевые изменения на твой взгляд произошли в веб-дизайне с 1999 по 2019 год?
Очень многое поменялось. За 20 лет из примитивного, и я бы сказал, романтического, этапа развития, веб стал коммерческим, высокотехнологичным. Веб теперь работает как на компьютерах, так и на смартфонах. Интернет проник в приложения для смартфонов, в вещи.
В 1999 году для компаний интернет был каким-то развлечением — у нас есть страничка www.компания.ru, что-то модное как визитка. Сейчас же на интернете часто завязана жизненно важная инфраструктура компаний — отключи интернет, и работа в офисе встанет.
В 1999 году скорость интернета была очень медленная, а чтобы посмотреть страницу, люди пользовались браузерами без вкладок. Без вкладок! Это значит, что у человека было одно окошко — и в этом окошке он смотрел на мир, в котором был только один медленно грузящийся сайт.
Сайтов было относительно немного. Ты даже мог успевать переварить всю информацию в интернете по интересующей тебя тематике. Были моменты, когда я думал, что почитать — и понимал, что я уже всё прочёл по своей теме. “Почитаю через недельку, может, что новое появится.” Каждая новая статья была событием: ого, Тёма выпустил новый параграф Ководства; Илья Михайлов опубликовал кусочек сайта с описанием процесса создания дизайна.
Хотелось всё внимательнее рассмотреть, изучить, какие там тени, как там внутри кода страницы было реализовано. Это было какое-то ламповое ощущение… больше его нет.
В 1999 году коаксиальный кабель мог сделать петлю где-то в коридоре, и твоя скорость сильно падала, а теперь по воздуху !! на маленький телефон !! можно скачивать сайт на скорости 300 мб/с. Сейчас — космос. А тогда были “посиделки древних людей у костра”.
Сложно найти что-то общее, но, пожалуй, я нашёл. 20 лет назад интернет был медленным, и сайты старались делать простыми, чтобы они быстрее грузились.
Позднее сайты стали делать “нафаршированными” графикой и сложной анимацией. В те годы задача легкости восприятия и показатели конверсии являлись второстепенными. Если сайт эффектный, привлекательным — этого было достаточно.
Сейчас снова возвратилась эпоха простых минималистичных дизайнов. Но не по причине медленного интернета, а из-за того, что люди быстрее пользуются сайтами, у людей всё меньше желания изучать, что и как устроено. У них открыты десятки вкладок. Не нашёл на одном сайте, закрыл вкладку, переключился на соседнюю.
Так что да, есть некоторое сходство — это стремление к упрощению. Но причины этого упрощения совершенно разные.
Все люди считают себя способными критиковать дизайн. Поделись опытом, как тебе удаётся минимизировать количество итераций на этапе сдачи дизайна? Удаётся же 🙂 ?
Главное понять: эта критика помогает проекту или нет, двигает вперед проект или нет. В большинстве случаев критика — это не плохо и часто она бывает конструктивной. Важно услышать в словах клиента мысль, полезную для проекта: не слышать негатив, а выудить здравую мысль.
Слушать и слышать — это не просто, этому надо учиться. Должна быть атмосфера, когда заказчик и вы находитесь на одной стороне баррикад и ищете решение проблемы. Клиент не враг, а вы вдвоем ищете решение — понимание этого очень помогает взаимодействию.
Задача дизайнера — узнать, какие есть мнения, чтобы твой дизайн был создан не только при помощи твоих мыслей, но и знать точку зрения других людей. Чтобы решение помогало многим пользователям проекта.
Критика особенно болезненна, если вы — начинающий дизайнер. Может оказаться, что поставленная в процессе критики задача не просто болезненна, а невыполнима, так как вы подобное делать не умеете. Т.е. критика опасна, если у вас недостаточно опыта, чтобы сделать проект другим способом. В этом случае вы просто не сможете выполнить пожелания клиента. Решение: много практики, и прокачивание собственных навыков.
Второе: чаще всего критика проекта — это не критика личности дизайнера, а предложение по изменению интерфейса/визуала проекта. Надо научиться не принимать критику близко к сердцу, а выуживать из критики конструктивные предложения и внедрять их, корректируя дизайн.
Еще.
Чтобы минимизировать количество итераций с критикой — в процессе разработки дизайна не стоит показывать клиенту первую пришедшую в голову мысль.
Часто первая мысль — решение на поверхности, не идеальна и требует корректировок. Так вот, если при проектировании дизайна у вас было несколько итераций, много логических разрешений, макеты вы улучшали и улучшали, то часто бывает, что на этапе демонстрации проекта на каждую критику вы можете сказать: “Да, я тоже думал в этом направлении, вот смотрите — у меня есть дизайн-макет или даже просто сырой набросок, но потом я пришел к более правильному решению и изменил дизайн в эту сторону.”
Когда клиент понимает, что вы “прожили” макет со всех сторон, и предложенное вами решение — обдуманное и обоснованное, часто наступает гармония.
Конечно нужно понимать, что бывает и деструктивная критика. На той стороне могут придерживаться не стратегии “выиграл-выиграл” или “мы хотим получить вместе хороший результат”, а наоборот — против вас идёт агрессия. Причина агрессии может быть совсем не в дизайне, а, например, сторона не хочет платить, или этот проект в принципе передумали делать, или компания закрывается и т.д. В этом случае заказчик может специально затягивать вашу работу, чтобы вы сдались и сами отказались (читайте книги Кэмпа).
Если резюмировать: чтобы было меньше критики, нужны опыт в дизайне, опыт в умении общаться, умение слушать и слышать.
Ты упоминал, что любишь работать со стартапами. Что в работе со стартапами есть такого, чего лишены остальные заказы?
Под стартапами я понимаю проекты в сфере информационных технологий. Иногда это уже зрелые компании, но часто сами команды продолжают называть себя стартапами. Мне они интересны, возможно, потому что я и сам делал несколько стартапов. Понятна эта сфера.
В 2003 году я создал студенческий проект — локальный форум, который стал очень популярным в университете.
Проект быстро рос, меня стали узнавать незнакомые люди в университете. Есть фильм The Social Network про то, как создавался Facebook — вот это было что-то схожее.
Друг предложил вложить деньги и создать всероссийский студенческий проект. Тогда ещё не было ни Facebook, ни ВКонтакте с Одноклассниками. Нам казалось, что мы — первопроходцы. С нами была команда программистов, менеджеров, был хороший офис в районе Патриарших прудов. В итоге, мы потратили много денег — порядка 500 000 долларов, но опоздали с выходом.
ВК вышел с похожей идеей для молодежи и молниеносно стал захватывать студенческое пространство. Нам нужно было ещё полгода работы — пришлось искать вариант. Сейчас понимаю, что можно было продолжить работу, могли сфокусироваться не на развлечениях, а на инструментах учебы: расписания, файлы студенческих групп, обсуждения заданий, чаты групп. Наработки в итоге пошли на другой проект.
Было ещё много идей. Например, был полностью рабочий прототип проекта по конвертации файла из Иллюстратора в Фотошоп, чтобы всё сохранялось в слоях и без искажений. На этот раз мы не очень много денег потратили на разработку. Сделали прототип, лендинг, и проверили, насколько проект интересен миру. Это была правильная идея, которая сэкономила много времени и ресурсов.
На прототипе стало понятно, что люди не захотят платить за полную версию. Поэтому когда делается стартап, можно вовсе сделать лендинг с кнопкой “купить” и проверить, насколько люди в принципе готовы на эту кнопку нажимать.
Делали один небольшой проект по психологическим тестам. В какой-то момент он стал очень популярен. Скорость роста была настолько невероятная, что однажды у нас завис сервер, и пришлось думать над масштабированием. Помимо масштабирования нужно было думать и о монетизации. Самый простой тест на готовность людей тратить деньги — создать лендинг с кнопкой “купить” 🙂 Попробовали. Люди не нажимали. В итоге монетизировались рекламой.
Во многих стартапах я участвовал как дизайнер с самого начала их существования. Есть несколько проектов, которые взлетели и стали лидерами своей категории (Черехапа, Tickets Cloud и др). В общем, в стартапах я участвовал. Мне понятны задачи руководителей стартапов, искренне хочется, чтобы проект не обанкротился, оказался успешным. Плюс я умею программировать, и это помогает общаться с техническими директорами разных проектов.
У тебя интересное хобби — урбанистика. Расскажи о нём, с чего всё началось? Много ли времени ты посвящаешь ему?
Мы долго жили в центре Москвы, пожили в Таиланде, Индии, рассматривали переезд в Чехию, Италию, но нашли то место, где нам комфортнее. Несколько лет назад из Москвы мы переехали в Видное — всего в 2 километрах от Москвы, но тут тихо и при этом не глушь.
Старый город мне напоминает районы Пало-Альто, где рядом с похожими домами люди в гаражах создавали Apple, HP, Google. Согласно городской легенде старый город был построен немцами. Это только легенда, но старый город действительно был создан советскими архитекторами, ориентируясь на прибалтийский стиль.
Другая городская легенда говорит, что когда в город приехал Никита Хрущёв (глава СССР), он сказал: “Неметчина!”, с тех пор больше “немецких” домиков не появилось.
Таких районов я не видел больше в России, мне нравится это настроение, помогает концентрироваться и работать.
В Видном достаточно активная общественная жизнь. Много активистов, которые отстаивают разные интересы граждан. Можно сказать, что в Видном существует гражданское общество. Но в какой-то момент заметил, что людей, которые говорят про город с точки зрения удобства, красоты, про проектирование безопасных улиц не было и я начал что-то “писать в стол”. Потом подружились с ещё одним неравнодушным жителем, и ещё одним, и ещё одним. И решили, что лучше делать сообщество вместе. Появился “Видновский урбанист”.
Это в каком-то смысле тоже стартап, правда, он не нацелен на прибыль.
Сейчас — это группа ВКонтакте + паблик в Инстаграме + канал в Телеграмме [ссылки на группы здесь: urbanvidnoe.ru]. Там мы выкладываем предложения по улучшению города, рассказываем о том, как сделать наш город красивым, комфортным и удобным для людей, делимся международным опытом.
Как по-твоему дизайнеры могут влиять на удобство городской среды?
Дизайнерам и проектировщикам интерфейсов — людям, которые каждый день создают объекты для людей, тема урбанистики в целом близка и понятна. Мне кажется, что если в каждом городе страны будет хотя бы по одному неравнодушному человеку, который будет рассказывать про удобство в городе — наши города станут лучше.
Создайте группу в ВК с названием “городской” урбанист. Начните делиться постами известных российских сообществ. Пробуйте писать свои мысли, начните не как специалист, а как обычный пользователь — тут неудобно, можно так-то улучшить. Пишите про буквы в городе (на вывесках, объявлениях), может оказаться, что вы единственный в городе, кто видит разницу между шрифтами, и пишет об этом.
Постепенно изучайте тему урбанистики, читайте книги. Попробуйте создать схему городского транспорта, расскажите про “дизайн код” города, расскажите про “нулевую терпимость” к ДТП на дорогах — эти проблемы есть в каждом городе, и они касаются большинства населения. Старайтесь на проект тратить не очень много времени, чтобы это не оттягивало много сил. Лучше медленно развивать, но чтобы проект долго жил. Относитесь к нему как некоему способу саморазвития, саморазвития как дизайнера и как гражданина. Ну и по возможности сохраняйте спокойствие.
Можешь ли ты выделить некий топ советов “Чего не стоит делать дизайнеру при взаимодействии с заказчиком?” Поделись немного опытом с читателями-дизайнерами.
1. НЕ стоит работать с тем, кто вам не нравится. Если чувствуете, что у клиента другой взгляд на эстетику, если вас задевают какие-то взгляды на какие-то дорогие вам ценности, можете принять решение и не работать с ним.
2. НЕ создавайте дизайн, если вы не поняли задачу. Задайте дополнительные вопросы, зайдите в офис, попробуйте понять, чем живёт компания, для чего они делают свой продукт. Если нет такой возможности — сделайте несколько набросков, и пусть наброски будут отправной точкой для поиска дальнейшего направления.
3. НЕ торопитесь влюбляться в своё решение. Будьте готовы его выкинуть и начать что-то новое. Цель дизайна — это удачное решение для бизнеса клиента. При работе не надо проталкивать свою идею, гнуть свою линию любой ценой: нужно найти вариант, который решает задачу клиента, помогает покупателям и при этом выглядит достойно.
4. НЕ обещайте сделать что-то изначальное неизвестное, но большое за фиксированное время. Иногда не стоит пытаться объять необъятное. Можно делать проекты в стиле “agile”. Сделать кусочек дизайна, который сейчас максимально эффективно решит задачу клиента. Через некоторое время решить следующую задачу, при этом понять, как прижилась предыдущая версия дизайна. Возможно, что-то следует усовершенствовать. Дизайнеры не любят, что дизайн постепенно может непредсказуемо меняться — относитесь к этому спокойно и даже сами помогайте проекту меняться. Дизайн — не застывшая картина для Эрмитажа, дизайн должен жить.
5. НЕ высылайте макеты на email, особенно в начале нового проекта — обсуждайте в живую. Можно лично, можно по скайпу.
Как ты развиваешь себя в профессиональном плане? Можешь ли посоветовать какие-то книги, мероприятия, курсы, которые произвели на тебя наибольшее профессиональное воздействие?
Лично мне было полезно обучение в Британской высшей школе дизайна и общение с Карповым, Ярусовым, Быстроновским.
Из старых книг яркие впечатления: от книг Якоба Нильсена, Дмитрия Кирсанова, “Интерфейс” Джеффа Раскина, “Цель” Голдратта и Кокса, “Дизайн для реального мира” Папанека. Из свежих “Sapiens. Краткая история человечества” — как ни странно, но это книга про дизайн.
Иногда удобно слушать аудиокниги, иногда текстовые книги можно слушать через озвучку голосом роботом — здорово экономит время.
Из этого вопроса я бы поставил на первое место Мероприятия.
Мне кажется, лучше всего развивают конкретные проекты и решение прикладных задач. Идеи, которые были прочитаны в книгах, лучше проверять на реальной жизни. Теория ради теории мешает дизайнерами делать дизайн для реального мира, вгоняют в депрессию (или агрессию). Можно много изучать теорию, читать книги о правилах, но жизнь всё равно будет вносить свои коррективы. Поэтому после любых прочтений — действуйте, пробуйте на практике, работайте над реальными проектами.
Спасибо за внимание 👏!
Чтобы ничего не пропустить, заходите на 🔥 в Telegram-канал @proudobstvo — про UX, продуктовую разработку и саморазвитие.