Важный навык проектировщика — владение несколькими инструментами и умение их применить в нужной ситуации. Расскажу о тех инструментах, которые я применяю для прототипирования и ситуациях, при которых инструменты актуальны.
1. Бумага и ручка (доска и маркер)
Самый популярный инструмент. Его я применяю очень часто — ежедневно. Любое обсуждение — бумага, ручка. Но чтобы получить эффект от использования бумаги и ручки при проектировании, необходимо умело их использовать.

Когда применять:
- Обсуждение с заказчиком.
- Обсуждение с командой (доска и маркер) .
- Предварительное проектирование (прототипирование).
Как применять:
Весь плюс бумаги и ручки в том, что, если проговаривать свои размышления, то заказчик (команда) быстрее проникнутся идеей и запомнят её.
«Как это должно работать?» — с таким вопросом ко мне часто заходят программисты. Я достаю ручку и бумагу, прорисовываю, прописываю всё на бумаге, рассказывая при этом вслух требования, и отдаю листок программисту. Человек такую подачу пояснений запоминает гораздо лучше, чем длинное техническое задание или рассказ без рисунка.
Плюсы:
- Скорость.
- Наглядность, ведущая к лучшему запоминанию.
- Отсутствие зависимости от связи и электричества.
Минусы (много):
- Не накапливаются электронные знания по проекту (но можно сканить/фоткать).
- Понятно только тому, кому объяснял. Кто отсутствовал при объяснении, тот может не понять зарисовку на бумаге.
- Малый цикл жизни — через месяц не все детали вспомнятся.
- Через год не вспомнишь сходу, о чём речь в зарисовке. Вносить изменения сложно.
- Одноразовый прототип.
2. wireframe.cc
Часто достаточно лишь концептуального макета, в котором не проработаны мелкие детали (wireframe — каркас). Для каркасов я использую инструмент wireframe.сс — это веб-сервис, в котором без регистрации и оплаты можно быстро набросать каркас. Каркас при этом можно сохранить: присваивается уникальная ссылка, по которой он доступен.

Когда применять:
- Макеты для спецификаций и официальных заданий/отчётов.
- Концепт для обсуждения с заказчиком, командой.
- Пояснение для задачи.
Плюсы:
- Скорость.
- Простота использования.
- Минимализм.
Минусы:
- Для некоторых макетов не хватает элементов: нет иконок, цвета ограничены.
- Если не нажимал Сохранить, то закрытие вкладки браузера или перезагрузка лишат тебя наработанного.
3. draw.io
Интерактивный прототип требуется гораздо реже, чем проектировщики пытаются это показать. Чаще можно обойтись «плоским» прототипом и пояснениями к нему. Когда мне нужен проработанный прототип (с акцентами на мелочах) для 1-2 страниц, тогда я использую сервис draw.io (через Гугл.Диск). Сервис позволяет сделать прототип интерфейса, сохранить его в виде картинки, pdf или html. Есть даже элементы интерактива (на отдельные элементы можно ставить ссылки). Всё бесплатно.

Когда применять:
- Когда страниц (фрагментов страниц) немного. Если много, то лучше Axure.
- Когда важны детали и мелочи при постановке задачи.
- Когда заказчик лучше понимает не каркасы, а почти итоговый вид.
Плюсы:
- Готовые библиотеки элементов (есть bootstrap, материал дизайн).
- Возможность управлять внешним видом интерфейсов — при желании можно сделать прототип финального вида.
- Интеграция с Гугл.Диск.
- Сохранение изменений в фоновом режиме.
- Многопользовательская работа.
Минусы:
- Нет возможности добавить комментарий к элементу.
- Порой отрубается, но при этом восстанавливается до финального состояния (или почти финального).
- Если выделить много элементов, то их перетаскивание работает с тормозами.
4. Axure
Axure позволяет делать интерактивные адаптивные прототипы, анимацию, показывать логику и зависимость внешнего вида, от ранее выполненных действий. Я делал прототипы, в которых интерфейс зависел от того, какие данные пользователь вводил на форме входа в личный кабинет. Возможности очень широкие, использую Axure с 2009 года (обновляясь, конечно).
Axure позволяет сделать в том числе всё то, что можно сделать в wireframe.cc и draw.io, но порой быстрее и удобнее закрутить шуруп отвёрткой, чем доставать для этого шуруповёрт. Axure платный.
www.axure.com — там можно уже более детально познакомиться с инструментом.
Когда применять:
- Когда необходимо подключить фокус-группу для тестирования прототипа.
- Когда хочешь показать анимацию.
- Когда необходимо проработать адаптацию под разные экраны.
- Когда заказчику необходимо показать «живой» проект.
- Когда хочешь поразить инвестора проработанным прототипом.
Плюсы (самые тяжёлые):
- Библиотеки элементов.
- Возможность встроить средства сбора статистики (Яндекс.Метрика, например) — после этого можно анализировать поведение фокус-группы.
- Можно выгрузить итог в виде проекта, загрузить на сервер и дать ссылку.
- Автогенерация спецификации: если верно именовать элементы, заполнять комментарии к элементам.
- Возможность сделать прототип, который не требует больше никакой дизайн-проработки.
Минусы:
- Порог вхождения: чтобы освоить все функции, придётся поучиться.
- Инсталлируемое приложение.
Резюме
Для каждого представленного инструмента есть аналог или даже несколько — используйте те, которые удобны вам. Смысл не в инструментах, а в умении использовать тот инструмент, который максимально быстро способен качественно решить возникшую задачу. Быстрое решение задачи — быстрое движение проекта вперёд. Копошение и оттачивание деталей не всегда оправдано.
Материалы по теме:
- Axure-прототип у Собаки Павлова, который имеет дизайнерский вид
- Другие инструменты МГ